Заболевания голосовых связок



Возрастные особенности органов дыхания. Нарушения и профилактика

Значение дыхания для жизнедеятельности организма

В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, применяемой на разные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками, процессы клеточного деления — все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, именуемых тканевым дыханием.

При дыхании клеток происходит поглощение кислорода. Окисляясь, клеточные органические вещества преобразовываются в соединения, молекулы которых имеют значительно более несложную структуру. Так, углеводы, воображающие собой главный источник энергии для клеток, образуют конечные продукты — углекислый газ и воду.

Итак, при дыхании клетки поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Это внешние проявления сложных процессов, совершающихся в клетках при дыхании. Как же обеспечивается постоянное поступление кислорода к клеткам и удаление угнетающего их деятельность углекислого газа? Это происходит в ходе внешнего дыхания.

Кислород из окружающей среды поступает в легкие. Там, как уже известно, происходит превращение венозной крови в артериальную. Артериальная кровь, текущая по капиллярам громадного круга кровообращения, отдает кислород через тканевую жидкость клеткам, каковые омываются ею, а углекислый газ, выделяемый клетками, поступает в кровь. Отдача углекислого газа кровью в атмосферный воздушное пространство кроме этого совершается в легких.

Прекращение поступления кислорода к клеткам хотя бы на весьма маленькое время ведет к их смерти. Вот из-за чего постоянное поступление этого газа из внешней среды — нужное условие жизни организма. В действительности, без пищи человек может прожить пара недель, без воды — пара дней, а без кислорода — всего 5— 9 мин.

Строение органов дыхания. Поступление кислорода в организм обеспечивается системой органов дыхания. К воздухоносным дорогам относятся носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Главным же органом дыхания являются легкие. У детей система органов дыхания имеет специфические особенности, присущие их возрасту.

Носовая полость образована костями, хрящами и выстлана слизистой оболочке оболочкой. Продольной перегородкой носовая полость делится на правую и левую половину. В каждой половине имеется по три носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя). Между ними расположены извилистые носовые ходы, стены которых выстланы слизистой оболочке оболочкой. Проходя через носовые ходы, воздушное пространство согревается, увлажняется и освобождается от пылевых частиц и микробов, каковые прилипают к слизи, выделяемой железами слизистой оболочке оболочки. На поверхность слизистой оболочке оболочки носовой полости попадает большое количество лейкоцитов, каковые играют роль в предупреждении зараз. В носовые ходы раскрываются находящиеся в костях черепа верхнечелюстные, клиновидные и лобные пазухи. Слизистая оболочка, выстилающая воздухоносные пути, начиная с полости носа, снабжена мерцательным эпителием, реснички которого находятся в колебательном движении. Быстро наклоняясь к выходу из носовой полости и медлительно отклоняясь в обратную сторону, они изгоняют из нее и из глубже расположенных воздухоносных дорог посторонние частички и микробы, проникающие из окружающей среды с воздухом и прилипающие к слизистой оболочке оболочке. У детей носовые ходы узкие, а слизистая оболочка при мельчайшем воспалении набухает. Исходя из этого дыхание детей, особенно в первые дни жизни, затруднено. Затрудняется дыхание в детском возрасте еще и вследствие того что придаточные полости и пазухи у детей недоразвиты. Так, гайморовы полости (пазухи верхней челюсти) полного развития достигают лишь в период смены зубов, лобная пазуха и хоаны (отверстия, соединяющие носовую полость с носоглоткой) формируются до пятнадцатилетнего возраста. При дыхании через нос воздушное пространство согревается, очищается, увлажняется. При дыхании носом происходит раздражение нервных окончаний в слизистой оболочке оболочке, рефлекторным методом улучшается сам акт дыхания, его глубина. Исходя из этого при дыхании через нос в легкие поступает намного больше воздуха, чем при дыхании через рот.

Из носовой полости через хоаны воздушное пространство поступает в носоглотку - воронкообразную полость, которая сообщается с полостью носа и через отверстия евстахиевых труб соединяется с полостью среднего уха. Носоглотка делает функцию проведения воздуха.

Многообразие функций гортани определяется сложностью ее строения. Это не только отдел воздухоносных дорог, связывающий глотку с трахеей, но и орган голосообразования. Помимо этого, гортань делает предохранительную функцию - мешает попаданию пищи и жидкости в идущие за ней дыхательные пути.

Гортань расположена на уровне 4- 6-го шейных позвонков и верхней частью подвешена к подъязычной кости, а внизу прикреплена к трахее.

Гортань - это полый орган, стены которого образованы хрящами (парными и непарными), каковые соединяются подвижно связками, суставами и мышцами. Непарные хрящи - щитовидный, перстневидный и надгортанник. Парные хрящи - черпаловидные, рожковидные и клиновидные - сочленены суставами и соединены между собой связками. Это обусловливает подвижность гортани и ее участие в образовании звуков голоса.

Надгортанник расположен над входом в гортань и прикрывает ее в момент глотания. Перстневидный хрящ в виде кольца охватывает гортань и имеет яркую связь с черпаловидными хрящами. Между щитовидным хрящом (спереди) и черпаловидными хрящами (сзади) натянуты голосовые связки.

Степень их натяжения зависит от особенных мышц, прикрепляющихся к хрящам гортани. Между голосовыми связками находится голосовая щель. Одни из мышц гортани при сокращении суживают эту щель, а другие ее расширяют. Звук голоса появляется в следствии колебания голосовых связок при выдыхании воздуха. Громкость голоса зависит от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, высота - от длины и степени их натяжения. Тембр звука зависит от резонирующих полостей (верхней части гортани, глотки, полостей рта и носа).

В эластичной ткани голосовых связок имеются пучки мышечных волокон, находящихся в противоположных направлениях. Исходя из этого голосовые связки колеблются не полностью, а отдельными участками, остальные смогут сейчас быть в состоянии спокойствия.

Трахея есть продолжением гортани. Она представляет собой трубку длиной 10-15 см у взрослых и 6-7 см у детей младшего школьного возраста. Скелет трахеи складывается из 16- 20 хрящевых полуколец, мешающих спадению ее стенок. Хрящевые полукольца связаны между собой эластичной соединительной тканью. У детей трахея расположена выше, чему взрослых. Мягкая задняя стена трахеи не мешает прохождению пищевого комка по прилегающему к ней пищеводу.

На всем протяжении трахея выстлана мерцательным эпителием и содержит большое количество железок, выделяющих слизь. В нижнем конце трахея делится на два основных бронха.

Стены бронхов поддерживаются хрящевыми кольцами, кроме этого мешающими их спадению, и выстланы мерцательным эпителием. В легких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Самые узкие веточки называются бронхиолами. В их стенках хрящевого скелета нет.

Бронхиолы заканчиваются тонкостенными выпуклыми мешочками, стены которых образованы громадным числом альвеол. Стены альвеол оплетены густой сетью капилляров малого круга кровообращения. Границей между кровью, движущейся по этим капиллярам, и воздухом, находящимся в альвеолах, помогают два слоя клеток. Это клетки стенок альвеол и эндотелий капилляров. Толщина обоих слоев 2—3 мкм. В альвеолах происходит обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом. Если бы возможно было расправить все альвеолы легких человека на одной плоскости, то оказалась бы поверхность, равная приблизительно 100 м2. Так как стены альвеол растяжимы, при глубоком дыхании вся поверхность возрастает приблизительно вдвое. Это снабжает усиление газообмена.

Легкие - это парный орган, занимающий практически всю полость тяжёлой клетки, за исключением маленького участка - средостения, в котором расположены сердце, пищевод, большие кровеносные сосуды, грудной лимфатический проток, трахея, вилочковая железа, большие нервы.

Легкие складываются из бронхиального дерева и огромного количества альвеол, образующих губчатую массу. Каждое легкое имеет форму усеченного конуса, расширенной частью прилегающего к диафрагме. Вершины легких выходят за ключицы в область шеи и расположены выше их уровня на 2-3 см. Высота легких у мужчин 27-30 см, у дам 210-23 см, а у детей соответствует их росту. Масса легких кроме этого имеет возрастные различия. У новорожденных она образовывает 50 г, у детей младшего школьного возраста 400 г, а у взрослых до 2.к.г. Правое легкое больше левого и складывается из трех долей, в левом легком две доли и имеется сердечная вырезка - место прилегания сердца. Соответственно количество правого легкого больше объема левого.

Снаружи легкие покрыты оболочкой - плеврой, имеющей два листка - легочный и пристеночный. Между ними находится замкнутая полость - полость плевры с маленьким числом серозной (плевральной) жидкости, которая облегчает скольжение одного листка По другому при дыхательных движениях. В полости плевры воздушное пространство отсутствует. Давление в ней отрицательное - ниже атмосферного.

Дыхательные движения. Легочное дыхание снабжает переход кислорода из альвеол в кровь легочных капилляров и удаление углекислого газа из крови в альвеолярный воздушное пространство. Внешнее дыхание осуществляется в следствии ритмических дыхательных движений грудной клетки, снабжающих вдох и выдох.

Вдох есть следствием сокращения наружных межреберных мышц, трансформации положения ребер и диафрагмы. При сокращении наружных межреберных мышц грудная клетка возрастает в объеме, расширяясь в двух направлениях — передне-заднем и боковых. Повышение грудной клетки в верхне-нижнем направлении является следствием уплощения диафрагмы, вдающейся куполом в грудную полость. За грудной клеткой растягиваются легкие в силу эластичности своей ткани и отрицательного давления в плевральной полости. По мере повышения объема легких давление в них падает, делается ниже атмосферного и в альвеолы извне поступает воздушное пространство через воздухоносные пути. Происходит вдох.

Выдох происходит по окончании вдоха. Дыхательная мускулатура расслабляется, что ведет к опусканию грудной клетки, купол диафрагмы принимает прежнее положение, органы брюшной полости поднимаются, растянутая легочная ткань сжимается под давлением грудной клетки, количество которой значительно уменьшается. Давление в легких делается выше атмосферного - происходит выдох. В глубоком выдохе участвуют определенные группы мышц. В первую очередь это внутренние межреберные мускулы, оттягивающие ребра книзу, и мускулы живота, надавливающие на брюшные внутренние органы, каковые поднимают купол диафрагмы, увеличивая его высоту. По времени вдох неизменно меньше выдоха.

Жизненная емкость легких. Жизненная емкость легких - это предельное число воздуха, которое возможно выдохнуть по окончании самого глубокого вдоха. Она слагается из дыхательного, дополнительного и резервного объема воздуха. Количество воздуха, поступающего в легкие при спокойном вдохе и удаляющегося из них при спокойном выдохе, называется дыхательным объемом. У детей младшего школьного возраста дыхательный количество образовывает в среднем 350 см3, а у взрослых - 500 см3. По окончании спокойного вдоха возможно сделать еще более глубочайший вдох и набрать в легкие дополнительный количество воздуха. Резервный количество - это то количество воздуха, которое возможно выдохнуть до отказа по окончании спокойного выдоха. Кроме того по окончании самого глубокого выдоха в легких постоянно остаётся какое-то количество воздуха (около 1200 см3) - остаточный количество.

Заболевания голосовых связок

Жизненная емкость легких зависит от возраста, пола, типа дыхания (грудной, брюшной, смешанный), от развития костей и мускулатуры грудной клетки. У взрослых жизненная емкость легких образовывает приблизительно 3500 см3, у детей младшего школьного возраста - 1440 см3. У девочек она в большинстве случаев немного ниже, чем у мальчиков. У тренированных людей жизненная емкость легких значительно больше, чем у нетренированных. К примеру, у мужчин-спортсменов она может достигнуть 6000 см3.

Жизненная емкость легких принадлежит к числу показателей здоровья человека. Измерение жизненной емкости легких создают при помощи особого прибора — спирометра.

Частота дыхания. В детском возрасте дыхание не в полной мере ритмично. Подобное явление неспешно исчезает, и у детей младшего школьного возраста отмечается более четкий ритм вдохов и выдохов. Но дыхание все еще остается пара поверхностным и нередким. Чем моложе ребенок, тем больше у него частота дыхания. Это связано с тем, что у детей потребность организма в кислороде удовлетворяется не за счет глубины дыхания, а за счет его частоты. У новорожденных число дыхательных движений в 1 мин образовывает 40-60, у пяти-шестилетних детей - около 25, у детей младшего школьного возраста – 20-25, у взрослых – 16-18. В раннем возрасте частота дыхания у мальчиков больше, чем у девочек.



На частоту дыхания влияет повышенная возбудимость дыхательного центра детей, и эмоциональные переживания (радость, огорчение, ужас, боль, бешенство). С возрастом возбудимость дыхательного центра ребенка значительно уменьшается, дыхание делается более глубоким.

Возрастные особенности легочной вентиляции. Смена воздуха в легких на протяжении дыхания называется легочной вентиляцией. Количество воздуха, которое проходит через легкие в 1 .мин, называется минутным объемом дыхания. Его возможно выяснить, умножив дыхательный количество на число дыхательных движений в 1 мин. Чем больше жизненная емкость легких, тем они лучше вентилируются, тем больше кислорода получает организм. При физической работе и исполнении физических упражнений частота дыхания может возрастать практически вдвое, следовательно, возрастает и минутный количество легких. Минутный количество легких у детей значительно больше, чем у взрослых, а следовательно, больше и легочная вентиляция. У новорожденного на 1 кг массы тела легочная вентиляция образовывает 400 см3, у дошкольников - 200 см3, у детей младшего школьного возраста – 160-170 см3, у юношей и девушек 17 лет - 110 см3.

На протяжении мышечной деятельности, как уже отмечалось выше, вентиляция легких возрастает. Особенно громадны ее показатели при беге на маленькие и долгие дистанции (практически в 20 раз). Постоянное и продолжительное сидение за столом, партой, перед экраном телевизора существенно сокращает легочную вентиляцию; организм не получает нужного количества кислорода, что ведет к нарушению его жизнедеятельности. Наряду с этим задерживаются рост организма, развитие костей грудной клетки и ее мышц.

Обмен газов в легких и тканях

Газообмен в легких. В альвеолах легких совершается газообмен между кровью и атмосферным воздухом. (Данный процесс подчиняется физическому закону диффузии газов.

Атмосферный воздушное пространство содержит около 79% азота, 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. Концентрация углекислого газа в венозной крови значительно выше, чем в воздухе. Благодаря диффузии углекислый газ попадает из крови в атмосферу альвеол. Таковой процесс в легких происходит до тех пор, пока не наступит равновесие между содержанием углекислого газа в крови и альвеолярном воздухе.

Кислород попадает в кровь кроме этого методом диффузии. Во вдыхаемом воздухе его концентрация значительно выше, чем в крови, текущей по капиллярам. Попадая в кровь, кислород соединяется с гемоглобином эритроцитов, превращая его в оксигемоглобин. Благодаря гемоглобину кровь может переносить большие количества кислорода в химически связанном виде. Кровь, насыщаясь кислородом, делается артериальной.

Так, диффузия газов в альвеолах совершается благодаря разности между давлением газов в альвеолах и крови. Так как сумма поверхности всех альвеол весьма громадна, в легких кровь обогащается громадным числом кислорода и отдает в альвеолярный воздушное пространство практически целый углекислый газ, поступающий в кровь из тканей. В следствии обрисованных процессов состав воздуха, выдыхаемого из легких, отличается от состава вдыхаемого воздуха.- В выдыхаемом воздухе содержится 79% азота, около 16% кислорода и приблизительно 5% углекислого газа. В выдыхаемом воздухе существенно возрастает содержание водяных паров.

Газообмен в тканях. Клетки организма непрерывно потребляют кислород. Исходя из этого его содержание в них неизменно понижается. Вот из-за чего кислорода в клетках неизменно меньше, чем в омывающей их артериальной крови. Помимо этого, чем больше в крови углекислого газа, тем не сильный связь гемоглобина с кислородом. Эта непрочная связь легко разрушается, и кислород диффундирует в тканевую жидкость, а после этого в клетки, где употребляется при окислительных процессах. Благодаря этим процессам энергия химических связей органических соединений освобождается. Она употребляется клетками на исполнение характерных для них жизненных отправлений.

Окислительные процессы в клетке - это цепь упорядоченных химических трансформаций органических веществ. Любая ступень для того чтобы химического конвейера катализируется определенным ферментом. Ясно, что, чем интенсивнее функционируют клетки, тем более деятельно действуют в нихдыхательные ферменты. Вот из-за чего на уровень газообмена организме воздействует громадная либо меньшая интенсивность каталитического действия дыхательных ферментов в клетках.

Углекислый газ, образующийся в следствии окислительных процессов в клетках, не накапливается в них, потому, что он благодаря диффузии непрерывно удаляется в тканевую жидкость, а после этого в кровь. Некоторое количество углекислого газа вступает в соединение с гемоглобином; большинство ого химически связывается некоторыми солями, содержащимися в крови.

Дыхательный центр. Изменение частоты и глубины дыхания, приспособление легочной вентиляции к изменяющимся условиям внешней среды, согласованная деятельность дыхательных мышц - все это регулируется дыхательным центром. Дыхательные движения совершаются под действием нервных импульсов, каковые проводятся к дыхательным мышцам от дыхательного центра - группы тел нейронов, расположенных в продолговатом мозге на дне четвертого мозгового желудочка. Разрушение либо поражение этого центра влечет за собой прекращение деятельности дыхательных мышц, соответственно, мгновенную смерть.

В дыхательном центре через каждые 4 с появляются ритмические возбуждения, оттуда залпы нервных импульсов проводятся к дыхательным мышцам и вызывают их сокращение, Происхождение таких ритмических возбуждений было найдено в изолированном продолговатом мозге лягушки. Так, ритмическая смена вдоха и выдоха при спокойном дыхании совершается машинально. Но частота и глубина дыхания изменяются в зависимости от состояния здоровья и характера его деятельности. Как же это происходит?

Нервные и гуморальные влияния на дыхательные движения. Регуляция дыхания осуществляется сложным сотрудничеством рефлекторных и гуморальных механизмов. Мы рассмотрим только отдельные стороны этих процессов.

Бессчётные опыты продемонстрировали, что возбудимость дыхательного центра не всегда однообразна. Она увеличивается при накоплении углекислого газа в крови и значительно уменьшается, в то время, когда концентрация этого вещества в ней ниже нормы. Именно поэтому повышение содержания углекислого газа в крови ведет к углублению дыхания, а недостаток его приводит часто кроме того к временной остановке дыхания.

Экспериментально узнано, что яркое омывание дыхательного центра жидкостью, насыщенной углекислым газом, приводит к усиленным дыхательным. Это гуморальный механизм. Помимо этого, кровь, содержащая много СО2, действует на рецепторы, принимающие химические раздражения,— хеморецепторы, расположенные в основании сонных артерий и в некоторых других органах, что кроме этого ведет к усиленному дыханию. Таково рефлекторное влияние СО2 на возбудимость дыхательного центра. Найдено кроме этого, что недостаток кислорода в крови повышает возбудимость дыхательного центра, приводя к учащению дыхания.

Наровне с обрисованными существуют и другие рефлекторные механизмы регуляции дыхания. В ткани альвеол, а также в дыхательных мышцах находятся рецепторы, принимающие механические раздражения,— механорецепторы. В то время, когда легочная ткань растягивается при вдохе и одновременно с этим уменьшаются мускулы, вызывающие вдох, импульсы с механорецепторов проводятся по афферентным ветвям блуждающего нерва к дыхательному центру, вызывая его торможение. В следствии наружные межреберные мускулы и диафрагма расслабляются — происходит выдох. Легкие спадаются. Следовательно, поток импульсов, тормозящих дыхательный центр, заканчивается. Исходя из этого дыхательный центр возбуждается и происходит вдох. Так осуществляется саморегуляция дыхания. Вдох рефлекторно влечет за собой выдох, а выдох - вдох.

Существуют и защитные рефлексы, изменяющие темперамент деятельности органов дыхания. В слизистой оболочке оболочке глотки и гортани имеется рецепторы, принимающие раздражения очень сильно действующих газов, таких, к примеру, как аммиак.

От этих рецепторов в дыхательный центр проводятся импульсы, каковые вызывают его торможение. Тогда у человека происходит задержка дыхания, что предотвращает проникновение раздражающих веществ в легкие.

Чихание и кашель - также защитные рефлексы, благодаря которым через воздухоносные пути из организма удаляются посторонние частицы и раздражающие вещества.

Голосообразование. В голосообразовании принимает участие вся дыхательная система. Так, в гортани образуются звуки, а верхние дыхательные пути (носовая полость, носоглотка, глотка, полость рта) являются резонаторами звука. Процесс выдыхания воздуха формирует основное условие образования голоса. Звуки членораздельной речи, характерные человеку, образуются благодаря трансформации положения языка, челюстей, губ.

Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются строением гортани. У детей гортань растет весьма быстро, особенно в первоначальный год жизни ребенка и после этого в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее четко выкупают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. 1С 11-12 годам ускоряется рост голосовых связок. У мальчиков они становятся дольше, чем у девочек (у мальчиков - 1,8 см, у девочек - 1,2 см). К 20 годам у юношей они достигают 2,4 см, у девушек - 1,6 см. Окончательное формирование гортани заканчивается достаточно поздно - в 20, а время от времени и в 30 лет.

Сила голоса ребенка зависит от амплитуды колебания голосовых связок, силы выдоха и изюминок резонаторов - усилителей звука. Высота голоса зависит от толщины, длины и степени напряжения голосовых связок.

В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. Сейчас отмечается покраснение и утолщение голосовых связок. Особенно резки трансформации голоса у мальчиков. В это время их голос получает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят менее заметно, чем у мальчиков. В мутационный период не нужно допускать перенапряжения голосовых связок на протяжении уроков пения, выступлений на концертах и громкого чтения.

Гигиена голосового аппарата на уроках пения. Первое гигиеническое требование к обучению пению содержится в том, дабы научить ребенка верному вдыханию воздуха через нос.

Громадное значение в гигиене и охране голоса занимает вопрос о подборе песенного репертуара в соответствии с возрастными и личными возможностями обучающихся. Ни за что не нужно разрешать детям форсировать звук, поскольку это вредно отражается на голосовом аппарате.

Верные вокальные навыки, систематическая тренировка голоса в пении развивают и совершенствуют дыхательную систему и голосовой аппарат ребенка.

Заболевания голосовых связок

Уроки пения нужно проводить в помещениях, каковые всецело соответствуют санитарно-гигиеническим нормам - в хорошо проветренных классах с температурой воздуха + 18. +20° С, с достаточной его влажностью. Пение в холодных, сырых, не хорошо проветриваемых помещениях, на сквозняке отрицательно отражается на голосовом аппарате, ведет к болезням дыхательных путей. Вредно кроме этого пение при резкой смене температур, к примеру по окончании перехода с мороза в теплое помещение.

Предупреждение голосовых расстройств. Бывают случаи, в то время, когда голос у ребенка садится, делается хриплым, тусклым, теряет звучность. Это происходит в следствии большой нагрузки на голосовые связки при чрезмерно громкой речи, крике, при попытках сказать долго и звучно. Резкое перенапряжение голосовых связок может привести к кровоизлиянию в них и к образованию певческих узелков, каковые затрудняют смыкание голосовых связок и смогут привести к исчезновению голоса.

направляться избегать через чур стремительной ходьбы на сильном морозе, поскольку дыхание в таких условиях учащается, делается более глубоким и массы холодного воздуха' проходят через гортань, охлаждая голосовые связки. По той же причине на холоде ребенку нельзя разрешать долго сказать. При любых нарушениях деятельности голосового аппарата у ребенка нужно обращаться к доктору.

Нарушения деятельности и заболевания органов дыхания. Профилактика

Недостатки органов речи. В детском возрасте смогут появиться недостатки голоса и речи, мешающие ребенку в его повседневной жизни, в учебе. Зная обстоятельства появления тех либо иных недостатков речи, их возможно выправить.

Повреждения носа смогут появиться в следствии ушиба, нарушающего его костный скелет, либо попадания в нос инородных тел (камешки, бусинки, горошины и пр.). Все это затрудняет дыхание, изменяет звучание голоса благодаря нарушения резонаторной функции носовой полости. О наличии инородных тел в носовой полости возможно делать выводы по слизистым выделениям из носа с гнойным запахом. Удаление таких тел может создавать лишь доктор.

Заболевания голосовых связок

К чаще всего видящимся недостаткам речи, затрудняющим ее и голосообразование, относится укороченная уздечка языка. У детей с таким недостатком обращение малопонятна. В тяжелых случаях данный недостаток устраняется хирургическим методом, а в легких — методом особых логопедических упражнений.

Заболевания носовой полости. Острый насморк (воспаление слизистой оболочке оболочки носовой полости) у детей видится частенько. Обстоятельством его происхождения помогают внедрившиеся в слизистую оболочку болезнетворные микробы. Набухшая слизистая оболочка закладывает нос, мешает дышать. Это ведет к трансформации тембра голоса. Профилактика содержится в закаливании организма, а лечение — в приеме лекарств по предписанию доктора.

Озена - хроническое заболевание, сопровождающееся атрофией слизистой оболочке оболочки носа и других дыхательных путей. Эта заболевание затрагивает и костный скелет носовых раковин. В носовой полости образуется много плотных корок с неприятным запахом. Время от времени данный запах не редкость такими сильным, что другие дети отказываются сидеть рядом с больным ребенком. Эта заболевание кроме этого сопровождается нарушениями речи.

Полипы - это округлые сероватые либо желтовато-розовые образования в носовых ходах, каковые удаляются лишь хирургическим методом. Дыхание детей с полипами в носу затруднено, у них довольно часто появляются головные боли, понижается память. Такие дети хуже обучаются.

Заболевания глотки. Ангина - это острое инфекционное заболевание, возбудителем которого есть стрептококк. Ангина сопровождается воспалением нёбных миндалин. Она появляется чаще как следствие переохлаждения организма и начинается с неспециализированного недомогания, увеличения температуры, головной боли, озноба, болей в мышцах и суставах.

Катаральная ангина - наиболее легкая форма, сопровождающаяся маленьким покраснением миндалин и слизистой оболочке оболочки зева. При лакунарной ангине в углублениях миндалин образуются гнойные налеты. Фолликулярная ангина характеризуется образованием на миндалинах множества круглых гнойных точек - колоний кокков. По окончании ангины смогут быть осложнения (острые воспаления среднего уха, ревматизм, воспаление почек).

Тонзиллит - это воспаление миндалин, появляющееся благодаря нередких ангин. При тонзиллите ребенок ощущает маленькую боль при глотании, у него появляется неприятный запах изо рта.

Воспалительные процессы в носоглотке смогут приводить к разрастанию носоглоточных миндалин. Это ведет к образованию аденоидов, каковые заполняют практически всю носоглотку и время от времени всецело выключают носовое дыхание. Обращение делается невнятной, гнусавой. Особенно нередкое появление аденоидов отмечается у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Благодаря затрудненного дыхания ребенок не получает полного отдыха ни днем, ни ночью, делается вялым, сонливым. У него ухудшаются память, внимание, и он хуже обучается. Аденоиды удаляют хирургическим методом.

Заболевания гортани. К болезням гортани относится ларингит - острое воспаление слизистой оболочке оболочки гортани. Ларингит появляется в следствии переохлаждения организма, простудных болезней, и перенапряжения голосовых связок, курения. Первыми показателями болезни являются сухость и царапание в горле, появляется сухой кашель, голос хрипит либо исчезает (афония). Слизистая оболочка гортани имеет красный цвет, голосовые связки утолщены и не смогут всецело смыкаться. Основным средством лечения ларингита есть полный покой гортани, исключение из рациона питания тёплых и острых блюд.

Значение свежего воздуха для детского организма. В верном развитии организма ребенка свежий воздушное пространство играется очень ключевую роль. В воздухе жилых и школьных помещений содержание углекислого газа выше, чем на открытом воздухе. Исходя из этого кровь отдает в легкие меньшее количество этого газа. Накапливаясь во внутренней среде организма, углекислый газ угнетает жизнедеятельность клеток, снижает уровень обмена веществ в них. Помимо этого, в жилых и школьных помещениях воздушное пространство содержит большое количество пыли и микробов, среди которых имеется возбудители инфекционных болезней. В то время, когда дети в течение нескольких часов в день находятся на свежем воздухе, особенно в садах, парках, поле, лесу, легочный газообмен у них существенно увеличивается. Это есть ответственным условием обычного развития детского организма. Вот из-за чего крайне важно строить режим детей так, дабы не меньше 2 ч в день они отводили на прогулки. Помимо этого, уроки физкультуры при мельчайшей к тому возможности должны проводиться на открытом воздухе. Тяжело переоценить значение зимней тренировки школьников на лыжах, спортивных игр на открытом воздухе, и соревнований и туристских походов и экскурсий в природу, проводимых во внеурочное время. Громадное значение имеет кроме этого сельскохозяйственный труд детей на школьном учебно-умелом участке.

В теплое время в классах должны быть открыты окна, а в зимние холода нужно проветривать учебное помещение каждую перемену.

Необходимо кроме этого обращать внимание на гигиеническое воспитание обучающихся и проводить соответствующую работу с родителями.

Обязательное проветривание жилых комнат, особенно перед сном, сон при открытых форточках кроме того зимой, мокрая уборка жилищ, удаление пыли с мебели мокрой тряпкой - все это будет прочным навыком каждого школьника.

Заболевания голосовых связок

Нахождение на свежем воздухе в течение нескольких часов в день, и проветривание помещений играются ключевую роль и в закаливании организма, т. е. повышают его сопротивляемость к простудным болезням.

1. Анатомия человека / Под ред. Сапина М. Р. М. 1986.

2. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М. Высш. школа, 1985.

3. Курепина М. М. Ожигова А. кожный покров. Никитина А. А. Анатомия человека. М. 2002.

4. Самусев Р. П. Анатомия человека. М. 1995.

5. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М. Просвещение, 1990.

Статьи по теме