Рисование зубной пастой



Рисование есть одним из наиболее значимых средств познания мира и развития эстетического восприятия, поскольку оно связано с независимой практической и творческой деятельности ребёнка.

Рисование зубной пастойОбучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
  • во-первых, нужно пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В ходе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Необходимо подчернуть, что практически все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, ощущать цвета. Развиваются кроме этого особые умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что весьма окажет помощь будущему школьнику. Помимо этого, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Как мы знаем, что обучение детей дошкольного возраста рисованию значительно отличается от обучения этому взрослых (Н.А.Ветлугина (1972), Л.С.Выготский (1930), Н.П.Сакулина (1959) и другие). Бессчётные изучения по проблеме детского творчества в рисовании, показывают, что детское творчество носит субъективный темперамент, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В также время детский рисунок владеет своими закономерностями, каковые направляться учитывать при обучении детей.

Ветлугина Н.А. показывала, что развитие положительных качеств личности происходит неизменно в определенных условиях публичной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики отражается особенно наглядно в ходе формирования творческого потенциала человека. Чтобы дети занимались творческой практикой, нужно, в первую очередь, определенное управление со стороны взрослых. Вот из-за чего в своей работе мы сделали выговор на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее действенных на наш взор есть подход - сочетание классических и нетрадиционных техник рисования.

На подготовительном этапе, при планировании работы, мы учитывали, что интересы у детей различные. Имеется дети пассивные, робкие, довольно часто отвлекающиеся - в их картинках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А имеется дети, каковые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Исходя из этого нереально добиться хороших и однообразных результатов от всех детей сходу.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку высказывать в картинках задуманное. Среди трудностей, с которыми довольно часто сталкиваются дети возможно выделить - сложность изображения предметов узкими линиями. И исходя из этого картинки детей довольно часто получаются неузнаваемыми, далёкими от действительности. И как следствие, у детей меркнет интерес к изобразительному искусству, к жажде рисовать. Дабы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Эксперты, занимающиеся этим вопросом утверждают: "Изображать возможно разными материалами, на базе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)). Применение нетрадиционных способов изображения разрешает разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к изучению изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность применения нетрадиционных техник определяются возрастными изюминками дошкольников.

Своё общение с детьми мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.

На начальной стадии мы решаем следующие задачи:

1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

2. Овладевать несложными техническими приемами работы с разными материалами.

3. Развивать воображение, видеть необыкновенное в простых предметах.

На втором этапе, в то время, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении картинок, задачи были следующие:

Рисование зубной пастой

1. Продолжать вырабатывать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более непростыми приемами работы.

3. Вырабатывать относительную устойчивость плана.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых,
уникальных планов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, нужные для оценки собственных работ.

Рисование зубной пастой

Нами изучено и освоено более 30 разных техник, ранее не применяемых в работе с детьми. Эти техники завлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются броскими, занимательными. В работе с детьми мы применяли следующие нетрадиционные техники.

Возраст. от двух лет.

Средства ясности: пятно, точка, маленькая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, маленькие страницы, салфетки.

Метод получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и причиняет точки, пятнышки на бумагу. На любой пальчик набирается краска различного цвета. По окончании работы пальчики вытираются салфеткой, после этого гуашь легко смывается.



Возраст: от двух лет.

Средства ясности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, страницы громадного формата, салфетки.

Метод получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) либо окрашивает её посредством кисти (с пяти лет) совершает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными различными цветами. По окончании работы руки вытираются салфеткой, после этого гуашь легко смывается.

"Оттиск печатками из пробки либо ластика ".

Возраст: от трёх лет.

Средства ясности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которой положена штемпельная подушка из узкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Метод получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и причиняет оттиск на бумагу. Для получения другого цвета изменяется и мисочка и пробка.

"Восковые мелки либо свеча + акварель".

Возраст: от четырёх лет.

Средства ясности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Метод получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками либо свечой на бумаге. После этого закрашивает лист акварелью в один либо пара цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.

"Печать по трафарету".

Рисование зубной пастой

Возраст: от пяти лет.

Средства ясности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую положена штемпельная подушка из узкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани либо поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона или прозрачной плёнки.

Метод получения изображения: ребёнок прижимает печатку либо поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и причиняет оттиск на бумагу посредством трафарета. Дабы поменять цвет, берут другие тампон и трафарет.

Возраст: от пяти лет.

Средства ясности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Метод получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В следствии получаются пятна в произвольном порядке. После этого лист накрывается другим страницей и прижимается (возможно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Потом верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Возраст: от пяти лет.

Средства ясности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Метод получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая маленькое пятно(капельку). После этого на это пятно дует из трубочки так, дабы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

"Тычок твёрдой полусухой кистью".

Рисование зубной пастой

Средства ясности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: твёрдая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого либо колючего животного.

Метод получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Так заполняется целый лист, контур либо шаблон. Получается имитация фактурности пушистой либо колючей поверхности.

Свою работу в этом направлении мы начинаем с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п. (см. Рис. 1, Рис. 2). В старших группах эти техники становятся более сложными (монотипия, кляксография с трубочкой и т.д.) (Рис. 3, Рис. 4).

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, занимательны тем, что картинки у всех детей получаются различными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, поразмыслить, изобрести что-то своё, необыкновенное. Так, на занятии по теме: "Кто сказал, МЯУ!", любой ребенок в ходе работы желал продемонстрировать различный темперамент своего котенка, его позу, размер. Итогом занятия стало изображение мордочки, где отражалось настроение котенка, придумывание имен. После этого, была организована "выставка кошек" для своих родителей и педагогов, где любой ребенок самостоятельно и по желанию говорил о своем персонаже (Примеры картинок - см. Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7, Рис. 8).

Такие занятия особенно нужны закомплексованным детям, они оказывают помощь заметить многоцветную палитру красок, ощутить ясные возможности цвета, обучиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Крайне важно ребёнку установить последовательность действий и помнить об основном содержании.

Занятия с применением нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте употребляются как независимые, где дети получают навыки изображения настоящих объектов различными методами, а в старшем дошкольном возрасте проводятся, в большинстве случаев, по окончании занятий с применением классических методик. Такая последовательность применения техник разрешает сформировать у детей свойство различного видения настоящих объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности. Так, в младшем дошкольном возрасте дети рисуют снежинки применяя карандаш, восковой мелок, а в старшем дошкольном возрасте дети изображают снежинки кистью, фломастерами. Используя нетрадиционную технику - рисование по трафарету - дети обучились не только изображать снежинку, но и готовить личные трафареты. Последовательность исполнения была такова, что детям сперва нужно было придумать образ снежинки (тут громадную роль играется опыт ребенка и предварительная работа со взрослыми по рассматриванию снежинок), вырезать ее из бумаги (другими словами изготовить сам трафарет), и лишь позже изобразить. Причем, при изображении серьёзным аспектом выступало и желание подобрать варианты цветового решения при работе с трафаретом (см. Рис. 9).

Увлекательны работы детей и с применением техники - работы с восковыми мелками. Которую мы начинали с младшего возраста. На начальной стадии работы дети образ отдельного изображения (снежинка), на следующем - дети обучались применять сюжетное решение картины, с применением нескольких материалов (восковой мелок и акварельные краски). Работы выполнялись по следующим темам: "Рыбки", "Аквариум", "Природные мотивы". "Морозные узоры" и другие (см. Рис. 10, Рис. 11). В подготовительной группе детям предлагались творческие задания, где ребенок сам подбирал материал для реализации своего плана ("Улицы нашего города", "Зима в деревне/городе") (см. Рис. 12, Рис. 13).

Особенное направление по применению нетрадиционных техник - рисование шерстяной ниткой. В более младшем возрасте дети делают изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а после этого заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым (см. Рис. 14, Рис. 15).

Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. К примеру: агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров.

В настоящее время парни владеют многими нетрадиционными техниками: тычок твёрдой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча либо восковые мелки с акварелью, монотипия, кляксография с трубочкой, рисование зубной пастой и другими. Детям весьма нравится разнообразие техник, детские работы стали более увлекательными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и выставляемся на городских конкурсах. Многие работы становятся призерами, за счет уникального решения изобразительных задач.

Литература.
  1. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М. Педагогика, 1972.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л. Госиздат, 1930.
  3. Казакова Р.Г. Сайганова Т.И. Седова Е.М. Слепцова В.Ю. Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004.
  4. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М. Просвещение, 1965.
  5. Утробина К.К. Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование способом тычка с детьми. - М. ГНОМ и Д, 2001.

Статьи по теме